Переделка 4-х ступенчатой коробки передач на 5-ти ступенчатую
Что было
До 1976 года ВАЗ выпускал единственную модель коробки
передач-2101, которую ставил на всe “жигули”. Затем появилась КП 2121 с
“повышенным” рядом, предназначенная для “Нивы” и ВАЗ-2106. В 1979 году
завод освоил КП 2105 для нового семейства. Сегодня она производится в двух
вариантах (четырех- и пятиступенчатая) и идет на все “жигули” и “Ниву. А
прежние агрегаты сняли с производства еще в 1987 году. Однако запчасти к
ним делали очень долго. Поэтому в продаже до сих пор встречаются детали
разных поколений. В чем их отличие? Начнем с первичного вала. 2101 имеет
17 зубьев на ведущей шестерне, 2121 - 19 зубьев. А вариант, что ныне
ставят на конвейере, насчитывает 18 зубьев (фото 1). Средняя розничная
цена - 550 рублей.
Каждому первичному валу соответствует свой промежуточный.
У 2101 на венце постоянного зацепления нарезано 29 зубьев, а на шестерне
первой передачи - 15. У 2121 - 28 и 15 соответственно. На венце
промежуточного вала 2105 все те же 28 зубьев, но с другим модулем (!).
Чтобы не запутаться, посчитайте зубья на шестерне первой передачи: здесь
их 14. Вал 2107 предназначен для пятиступенчатой коробки передач. Все его
шестерни такие же, как у 2105. Единственное отличие - резьбовое отверстие
для крепления блока шестерен пятой передачи и заднего хода (фото 2).
Вместе с болтом его можно купить за 520 руб.
Вторичные валы в сборе у всех “четырехступок”
взаимозаменяемы. Разница лишь в ведомой шестерне первой передачи. Их две -
универсальная для 2101 и 2121 и уникальная - для 2105. Внешне они похожи,
ведь у каждой по 33 зуба. Правда, с разным углом наклона. Отличие в
диаметре: 2101 - 96,8 мм, 2105 - 98,8 мм (фото 3).
У “пятиступки” вторичный вал свой (фото 4). Стоит он в
среднем 550 руб.
Что будет
Вы решили добавить своей “старушке” пятую передачу? Если коробка
передач древняя, типа 2101 или 2121, - проще, пожалуй, сменить агрегат в
сборе. А в случае с 2105 стоит попробовать. Итак, к четырехступенчатой
коробке передач 2105 докупаем промежуточный и вторичный валы. К последнему
также - блок шестерен пятой передачи. Набор (фото 5) состоит из ступицы
(80 руб.), муфты (250 руб.), шестерни пятой передачи с синхронизатором
(330 руб.), блока шестерен пятой передачи и заднего хода (400 руб.) и
маслоотражательной шайбы (20 руб.) (фото 6).
Промежуточную шестерню заднего хода оставляем прежнюю, а
вот ее ось придется заменить. Старая имеет две опоры - в картере КП и
задней крышке. У “пятиступки” опора в крышке отсутствует.
Модернизированная ось (45 руб.) закреплена в картере гайкой, а не выступом
стопорной пластины (фото 7). Если тратиться на новую пластину не хочется
(50 руб.), можно оставить старую, удалив выступ.
Изменился и привод переключения передач. Комплект штоков
и вилка включения пятой передачи и заднего хода (фото 8) обойдутся в 420
руб. Плюс механизм выбора передач (фото 9) - еще 400 руб.
В старой крышке пятая передача не поместится - нужна
новая - 550 руб. (фото 10). Если у вас "Нива", поищите ту крышку, что с
заглушкой под привод спидометра (место указано стрелкой). Но и это не все.
Понадобятся новый датчик включения фонарей заднего хода - 30 руб. (фото
11), модернизированная опора силового агрегата - 40 руб. (фото 12) с
поперечиной 2107-1001100 - 40 руб. и подшипник блока шестерен - 70
руб.
Чем сердце успокоится
Новая пятиступенчатая коробка передач стоит около 8000
рублей. Затраты на самостоятельную переделку - 3900. Плюс не поддающееся
оценке моральное удовлетворение - сам делал!
По материалам сайта "MoeAuto.ru "